Не
менее кровавую страницу вписал в историю ближайший
преемник Сикста IV — папа Иннокентий VIII (в миру —
Джамбаттиста Чибо) (1484 - 1492), невежественный и
грубый развратник, мечтавший лишь о женщинах, вине и
деньгах. В Риме говорили: "он настоящий "папа" Рима"
(так как улицы столицы мира кишат его детьми, и он
усердно заселяет землю), "Иннокентий VIII породил
восемь мальчиков и столько же девочек" и "наконец
появился папа, имеющий право именоваться отцом
Рима".

Сам он цинично и грубо заявлял о себе, что бог не
велит ему иметь детей, зато дьявол послал ему много
"племянников", непотов — названия, под которыми
нередко скрывались внебрачные дети римских пап.
Впрочем, Иннокентий не скрывал своего отцовства и с
большой пышностью отпраздновал свадьбу своей дочери
Теодорины, положив тем начало официальному признанию
потомства у римского папы. Теодорина открыто
принимала участие в делах курии и нередко своим
вмешательством определяла то или иное решение
важнейших вопросов. Она вышла замуж за
неаполитанского короля, чтобы положить конец старой
борьбе между Неаполем и Римом.

Точно так же, при заключении мира с флорентийским
Медичи, папа женил своего сына Франческетто на
дочери Лоренцо Медичи и одному из представителей
этого дома преподнес кардинальскую шляпу, хотя ему
было всего 13 лет от роду (будущий папа Лев X).
В историю, однако, Иннокентий VIII вошел, прежде
всего, как автор чудовищной буллы о ведьмах от 5
декабря 1484 г., известной под названием "Summis
desiderantes" ("С величайшим рвением" — по первым ее
словам).
Поводом к изданию буллы, по-видимому, послужили
жалобы двух инквизиторов — Инститориса и Шпренгера —
на сопротивление, оказываемое их инквизиторской
деятельности в разных местах Германской империи. Оба
эти инквизитора с благословения Рима заявляли, что
не верить в существование ведьм является величайшей
ересью, и папа решил дать им в руки оружие,
устраняющее всякий протест, всякое сопротивление
энергичной расправе инквизиции. Отныне никто не мог
более оспаривать у Инститориса и Шпренгера право
преследовать самым жестоким образом "еретиков", в
первую очередь "колдунов" и в особенности "ведьм".
Не менее страшным продолжением папской буллы явилась
книга "Malleus Maleficarum" ("Молот ведьм") —
практическое пособие для охотников на ведьм,
составленное вышеупомянутыми монахами.

Грубое и циничное издевательство римской курии,
кардиналов, значительной части духовенства над
религиозными и моральными традициями различных слоев
населения, в особенности женского, вызвало огромное
брожение в обществе, и без того переживавшем крупные
социальные и связанные с этим идейные сдвиги.
Изгоняемая через дверь, старая религия дала
возможность войти через окно еще более грубой и
отсталой форме веры: вера в ведовство проникла в
толщу народа и захватила даже часть передовых
элементов тогдашнего общества. Принимая широкие
размеры, эта вера побуждала тех, которые являлись
мнимыми жертвами злых колдуний и ведьм, требовать от
церковных и даже светских властей строжайших мер
против этого "исчадия ада" и "сыновей сатаны".
Папа Иннокентий VIII сумел использовать это
общественное настроение и воздвиг себе памятник
самого страшного человеческого изуверства и
мрачнейшего фанатизма.
Основные положения буллы 1484 г. изложены в
следующих строках:
"С величайшим рвением, как того
требуют обязанности верховного пастыря, стремимся мы
к тому, чтобы росла католическая вера, и были
искоренены злодеяния еретиков. Поэтому настойчиво и
снова предписываем мы то, что должно осуществить эти
наши стремления... С великой скорбью осведомились
мы, что в некоторых частях Германии … весьма многие
особы как мужского, так и женского пола, не заботясь
о собственном спасении, отвернулись от католической
веры, имеют греховные половые связи с демонами,
принимающими облик мужчин или женщин, и своими
колдовскими действиями, песнями, заклинаниями и
другими внушающими ужас и отвращение волшебными
средствами наводят порчу, губят рождаемое женщинами,
приплод животных, плоды земли, виноградники и
плодовые сады, а также мужчин, домашних и других
животных, виноградные лозы, фруктовые деревья, луга,
посевы и урожаи: они мучат мужчин, женщин и
внутренними болезнями препятствуют мужчинам
оплодотворять, а женщинам рожать, даже отнимают у
мужчин силу исполнять супружеские обязанности и
мешают в исполнении брачного долга женщинам".

Так с высоты папского престола раздался призыв к
уничтожению ведовской, дьявольской ереси, и Европа
запылала в огне.

Количество жертв не поддается даже приблизительному
определению:
1500-1600 гг. — в епархии Комо ежегодно сжигалось
более сотни женщин. 1590-1600 гг. — в Берне сжигалось ежегодно в среднем
по 30 ведьм. В Брауншвейге в иные дни сжигалось по
10-12 человек, и из-за множества столбов, к которым
привязывались еретики, площадь казней походила на
лес. 1609 г. — в Латуре было сожжено 600 человек. 1612 г. — в маленьком Эльвангене в сожгли 167 ведьм;
в столь же небольшом Вестерштеттене — около 100
человек. 1620 г. — в Эльзасе было сожжено 800 человек, и всем
казалось, говорит летописец, что, "чем больше будут
сжигать людей, тем больше будет ведьм: они
появлялись словно из пепла". 1639 г. — в Цукмантеле было предано огню 242
человека; через несколько лет было сожжено еще 102
человека, среди которых было двое детей, признанных
детьми дьявола. 1640-1651 гг. — в княжестве Нейссе было осуждено
около 1 тыс. ведьм; для более быстрого исполнения
приговора их просто сталкивали в специально
выстроенную для этой цели печь. 1659 г. — в Люцерне были сожжены семилетняя и
четырехлетняя "ведьмы" за "сожительство с дьяволом"
и за то, что они "зачаровывала людей и делала
погоду". 1666 г. — в Эйхштетте был подвергнут пытке
раскаленными щипцами и затем заживо сожжен 70-летний
старик, обвинявшийся в том, что вызывал бури, летал
на облаках, 40 лет служил дьяволу и обесчестил
святые дары.

В двух деревнях Трирского округа остались всего две
женщины, остальные были сожжены. Чиновники доносили
начальству: "Скоро здесь некого будет любить; некому
будет рожать: все женщины сожжены".
Иннокентий VIII занимает, вероятно, одно из первых
мест во всемирной истории по числу загубленных им
людей — невинных жертв инквизиции.
Источники:
С.Г.
Лозинский "История папства"
Папы:
каталог Ковальского
Е.
Гергей "История папства"
Wikipedia.ru |