Ватикан | папы Ренессанса. Иннокентий VIII

 
 
 

Не менее кровавую страницу вписал в историю ближайший преемник Сикста IV — папа Иннокентий VIII (в миру — Джамбаттиста Чибо) (1484 - 1492), невежественный и грубый развратник, мечтавший лишь о женщинах, вине и деньгах. В Риме говорили: "он настоящий "папа" Рима" (так как улицы столицы мира кишат его детьми, и он усердно заселяет землю), "Иннокентий VIII породил восемь мальчиков и столько же девочек" и "наконец появился папа, имеющий право именоваться отцом Рима".

 

Иннокентий VIII                    Иннокентий VIII в комиксе М. Манары

Сам он цинично и грубо заявлял о себе, что бог не велит ему иметь детей, зато дьявол послал ему много "племянников", непотов — названия, под которыми нередко скрывались внебрачные дети римских пап. Впрочем, Иннокентий не скрывал своего отцовства и с большой пышностью отпраздновал свадьбу своей дочери Теодорины, положив тем начало официальному признанию потомства у римского папы. Теодорина открыто принимала участие в делах курии и нередко своим вмешательством определяла то или иное решение важнейших вопросов. Она вышла замуж за неаполитанского короля, чтобы положить конец старой борьбе между Неаполем и Римом.

 

Комикс М. Манары

Точно так же, при заключении мира с флорентийским Медичи, папа женил своего сына Франческетто на дочери Лоренцо Медичи и одному из представителей этого дома преподнес кардинальскую шляпу, хотя ему было всего 13 лет от роду (будущий папа Лев X).

В историю, однако, Иннокентий VIII вошел, прежде всего, как автор чудовищной буллы о ведьмах от 5 декабря 1484 г., известной под названием "Summis desiderantes" ("С величайшим рвением" — по первым ее словам).

Поводом к изданию буллы, по-видимому, послужили жалобы двух инквизиторов — Инститориса и Шпренгера — на сопротивление, оказываемое их инквизиторской деятельности в разных местах Германской империи. Оба эти инквизитора с благословения Рима заявляли, что не верить в существование ведьм является величайшей ересью, и папа решил дать им в руки оружие, устраняющее всякий протест, всякое сопротивление энергичной расправе инквизиции. Отныне никто не мог более оспаривать у Инститориса и Шпренгера право преследовать самым жестоким образом "еретиков", в первую очередь "колдунов" и в особенности "ведьм". Не менее страшным продолжением папской буллы явилась книга "Malleus Maleficarum" ("Молот ведьм") — практическое пособие для охотников на ведьм, составленное вышеупомянутыми монахами.

 

Обложка "Молота ведьм"

Грубое и циничное издевательство римской курии, кардиналов, значительной части духовенства над религиозными и моральными традициями различных слоев населения, в особенности женского, вызвало огромное брожение в обществе, и без того переживавшем крупные социальные и связанные с этим идейные сдвиги. Изгоняемая через дверь, старая религия дала возможность войти через окно еще более грубой и отсталой форме веры: вера в ведовство проникла в толщу народа и захватила даже часть передовых элементов тогдашнего общества. Принимая широкие размеры, эта вера побуждала тех, которые являлись мнимыми жертвами злых колдуний и ведьм, требовать от церковных и даже светских властей строжайших мер против этого "исчадия ада" и "сыновей сатаны".

Папа Иннокентий VIII сумел использовать это общественное настроение и воздвиг себе памятник самого страшного человеческого изуверства и мрачнейшего фанатизма.

Основные положения буллы 1484 г. изложены в следующих строках:

"С величайшим рвением, как того требуют обязанности верховного пастыря, стремимся мы к тому, чтобы росла католическая вера, и были искоренены злодеяния еретиков. Поэтому настойчиво и снова предписываем мы то, что должно осуществить эти наши стремления... С великой скорбью осведомились мы, что в некоторых частях Германии … весьма многие особы как мужского, так и женского пола, не заботясь о собственном спасении, отвернулись от католической веры, имеют греховные половые связи с демонами, принимающими облик мужчин или женщин, и своими колдовскими действиями, песнями, заклинаниями и другими внушающими ужас и отвращение волшебными средствами наводят порчу, губят рождаемое женщинами, приплод животных, плоды земли, виноградники и плодовые сады, а также мужчин, домашних и других животных, виноградные лозы, фруктовые деревья, луга, посевы и урожаи: они мучат мужчин, женщин и внутренними болезнями препятствуют мужчинам оплодотворять, а женщинам рожать, даже отнимают у мужчин силу исполнять супружеские обязанности и мешают в исполнении брачного долга женщинам".

 

Ведьма и дьявол

Так с высоты папского престола раздался призыв к уничтожению ведовской, дьявольской ереси, и Европа запылала в огне.

 

  Аутодафе

Количество жертв не поддается даже приблизительному определению:

1500-1600 гг. — в епархии Комо ежегодно сжигалось более сотни женщин.
1590-1600 гг. — в Берне сжигалось ежегодно в среднем по 30 ведьм. В Брауншвейге в иные дни сжигалось по 10-12 человек, и из-за множества столбов, к которым привязывались еретики, площадь казней походила на лес.
1609 г. — в Латуре было сожжено 600 человек.
1612 г. — в маленьком Эльвангене в сожгли 167 ведьм; в столь же небольшом Вестерштеттене — около 100 человек.
1620 г. — в Эльзасе было сожжено 800 человек, и всем казалось, говорит летописец, что, "чем больше будут сжигать людей, тем больше будет ведьм: они появлялись словно из пепла".
1639 г. — в Цукмантеле было предано огню 242 человека; через несколько лет было сожжено еще 102 человека, среди которых было двое детей, признанных детьми дьявола.
1640-1651 гг. — в княжестве Нейссе было осуждено около 1 тыс. ведьм; для более быстрого исполнения приговора их просто сталкивали в специально выстроенную для этой цели печь.
1659 г. — в Люцерне были сожжены семилетняя и четырехлетняя "ведьмы" за "сожительство с дьяволом" и за то, что они "зачаровывала людей и делала погоду".
1666 г. — в Эйхштетте был подвергнут пытке раскаленными щипцами и затем заживо сожжен 70-летний старик, обвинявшийся в том, что вызывал бури, летал на облаках, 40 лет служил дьяволу и обесчестил святые дары.

 

Пытка ведьмы

В двух деревнях Трирского округа остались всего две женщины, остальные были сожжены. Чиновники доносили начальству: "Скоро здесь некого будет любить; некому будет рожать: все женщины сожжены".

Иннокентий VIII занимает, вероятно, одно из первых мест во всемирной истории по числу загубленных им людей — невинных жертв инквизиции.
 

 

Источники:

С.Г. Лозинский "История папства"

Папы: каталог Ковальского

Е. Гергей "История папства"

Wikipedia.ru