Ватикан | папы Ренессанса. Лев X

 
 
 
 

На собравшемся в начале марта 1513 года конклаве присутствовало 25 кардиналов. Из них — 18 итальянцев, 3 испанца, а также венгр, француз, англичанин и швейцарец. В ходе первого тура голосования венецианский кардинал (испанец) получил 13 голосов. Однако во втором туре необходимое для избрания большинство в две трети голосов было отдано за кардинала Джованни Медичи, второго сына Лоренцо Медичи "Великолепного".

 

Лев X


Во главе со Львом Х (1513-1521), ближайшим преемником Юлия II, папство эпохи Ренессанса достигло подлинного зенита. Свое правление папа Медичи остроумно охарактеризовал еще во время конклава, заявив: "Давайте будем наслаждаться папством, которое ниспослал нам Бог!" На заре средневековья Григорий I назвал папство службой, служением, в конце же средневековья в глазах Льва Х оно выглядит уже только наслаждением. Джованни Медичи был полностью светским человеком, аристократом флорентийского Ренессанса, который, кроме гуманистических искусств, культуры и духовных наслаждений, мало чем интересовался. Таким он и остался на папском престоле.


Лев Х отказался от политики создания сильного папского государства, так как ему были гораздо дороже интересы Флоренции, в которой правили Медичи, одним из представителей которых являлся этот папа. Ради Флоренции папа сблизился с Францией и сделал ряд уступок галликанской церкви, оформленных в Болонском конкордате 1516 г., оказавшемся очень выгодным королевской власти во Франции. Ради той же Флоренции он втянулся в тяжелую борьбу с герцогством Урбино.


Правление Льва Х вновь характеризовал безграничный непотизм. Временами казалось, что Папская область перестанет существовать как единое целое даже на бумаге. Его целью было передать Италию в руки клана Медичи. Для своего брата, Джулиано Медичи, он хотел приобрести неаполитанский трон, а это означало столкновение его интересов с интересами французов, которые по-прежнему претендовали на Неаполь. Кстати, сын Джулиано Медичи (брата Лоренцо) стал папой под именем Климента VII. Своего же племянника, Лоренцо Медичи, Лев Х хотел одарить Северо-Итальянским королевством, которое объединило бы Милан, Тоскану, Урбино и Феррару. В эту империю "вмонтировалось" бы затем и Папское государство.

 

Лоренцо Великолепный     Климент VII


Войны с Урбино и с противниками папских непотов поглощали огромные суммы, которые Лев X усердно выкачивал из народа и даже отчасти и из духовенства, что вызывало все большее недовольство, принимавшее открытый характер.

Желая примерно наказать своих противников и разоблачить интриги некоторых кардиналов, недовольных его правлением (например, в 1517 году папа закрыл Латеранский собор без принятия каких-либо решений), Лев Х сфабриковал "заговор" против себя самого. Снаряженному папой следствию удалось добыть под пыткой признания преступных замыслов у ряда лиц, руководимых будто бы кардиналом Альфонсом Петруччи. Четыре человека, в том числе Петруччи, 4 июля 1517 г. были казнены, другие отделались тюремным заключением и высокими денежными штрафами. Все делопроизводство по процессу было уничтожено, по-видимому, умышленно. Заговор этот мало отразился на настроении жизнерадостного Льва X.

Время правления Льва Х было поистине полным упадком средневекового папства. Музыка, танцы, театральные представления, попойки и оргии по-прежнему продолжались в папском дворце, и даже "монашеская склока", как назвал Лев Х выступление Мартина Лютера, которая, мол, утихнет сама по себе, как ранее многое подобное, не нарушила обычного веселого течения жизни в окружении Льва X. Ему, занятому попойками, чтением непристойных комедий и стихов, украшением столицы и церквей, изысканием новых способов ограбления народов, некогда было вникать в крупные события, развертывавшиеся перед миром. 15 июня 1520 была оглашена булла «Exurge Domine», торжественно осуждающая Лютера и приказывающая сжечь его труды, которых папа лично никогда не читал. Лев Х и его курия считали, что таким способом бунт реформаторов удалось успешно остановить и он никогда не возродится. В веселящемся и танцующем Риме не отдавали себе отчета в том, что над Европой нависла опасность полного раскола западного христианства.

 

Мартин Лютер     Булла Exurge Domine


В то время как папа Медичи наслаждался изысканными латинскими стихами, Лютер перевел на немецкий язык Священное писание. В то время когда папский двор находил радости в умножении рафинированных духовных и физических наслаждений, Реформация ставила в центр религиозной морали гражданский рационализм и добросовестный труд. Свет и тень никогда так не уживались вместе в Ватикане, как в годы правления Льва X.


Заключенный Львом Х в 1516 г. в Болонье конкордат с Францией отменял "прагматическую" санкцию 1438 г. Управление церковью во Франции осуществлялось отныне на основе соглашения между Парижем и Римом. Несмотря на протесты духовенства, парламентов и университетов во имя "независимости" церкви и против "чрезмерного усиления королевского абсолютизма", конкордат 1516 г. вошел в силу. 10 архиепископов, 82 епископа, 527 аббатов и множество каноников стали "конкордатными", фактически были назначены королем и оказались проводниками его политики. Высшее духовенство сплошь рекрутировалось из аристократии и стало высшим французским сословием, столь же паразитическим, сколь преданным своему королю. Вне конкордата оказалось низшее духовенство, плохо оплачиваемое и зачастую настроенное враждебно к господствующему строю.


Культура и искусство позднего Ренессанса развивались под знаком папского меценатства. Рим вновь стал крупным культурным городом, духовной и культурной столицей мира. В городе с оскудевшим в XIV веке населением в начале XVI века насчитывается уже 53 000 жителей. Паразитическая сущность этого культурного расцвета и обогащения становится совершенно очевидной. Реформаторы имели все основания называть папский город новым Вавилоном, Содомом и Гоморрой. В 1490 году (следовательно, еще до распространения завезенного из Франции сифилиса) в Риме насчитывалось 6800 проституток. В их число не входили "законные" наложницы. Другие источники называют более скромные цифры; по их данным, число торговавших своим телом составляло в 1525 году 4800. И все же устремлениями недовольных папством и папской церковью двигали не ханжество и не притворство, а возмущение той безмерной эксплуатацией, за счет которой могли поддерживаться блеск и помпезность папского Рима.

 

Рафаэль Санти     Рафаэль "Папа Лев X за кодексом"


В 1518 году Рафаэль изобразил папу Льва Х сидящим за кодексом. Это символизировало, что папа Медичи патронировал не только изобразительное искусство, но также литературу и науки. Его авторские труды значительно обогатили Ватиканскую библиотеку. Лев Х реорганизовал Римский университет, Сапиенцу. Папа-гуманист любил и легкую литературу, развлекательную музыку, хорошо понимал и сам любил отпустить рискованные шутки. К его непосредственному окружению относились, наряду с "королем живописи" Рафаэлем, также Макиавелли и Ариосто. Леонардо да Винчи же покинул "испорченный" город. Двор Льва Х уже нес на себе черты переходящего в барокко позднего Ренессанса.

 

Статуя Льва X в палаццо Веккьо (Флоренция)

 

Лев Х умер неожиданно 1 декабря 1521 в возрасте 46 лет, не успев собороваться. Его похороны были скромными, так как папская казна была почти пуста.


В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во времена Юлия II и Льва Х Рим принял от Флоренции эстафету Ренессанса. В процессе широкомасштабного строительства были найдены замечательные шедевры античного искусства: в правление Александра VI — фигура Аполлона Бельведерского в Порте д'Анцио; при Юлие II из-под руин откопали группу Лаокоона и Венеру Ватиканскую. Папы эпохи Ренессанса полностью перестроили Рим. Характерно, что сам папа Юлий II выступил с инициативой снести храм Святого Петра, символизировавший до сего времени папство, и построить на его месте новую, еще более грандиозную базилику в античном стиле. Импозантное и очаровательное и поныне здание на языке искусств символизировало реорганизованную папскую власть, мировую славу.

 

Аполлон Бельведерский     Группа Лаокоона


Планы и чертежи нового храма изготовил Браманте; этот храм явился, пожалуй, одним из самых великолепных творений, выразивших идею единой власти. Храм Святого Петра воплотил в себе одновременно два стиля искусства: ренессанс и барокко. Начиная с 1547 года, по планам Микеланджело начинается строительство купола, воссоздающего Пантеон. В украшении интерьера храма принимали участие великие художники, главным образом Рафаэль. По поручению папы Льва Х Рафаэль подготовил также планы и чертежи по реконструкции в стиле ренессанс всего Рима.

 

Собор Святого Петра


Ватикан за время правления "ренессансовых" пап принял, по существу, свой нынешний вид. При Иннокентии VIII был построен Бельведер, связанный с главными зданиями. При Александре VI Пинтуриккьо украсил своими фресками стены апартаментов Борджа. При Юлии II Рафаэль создал свои замечательные творения, украсившие залы Ватикана, а при Льве Х — украсившие ватиканские Лоджии. По указанию Юлия II Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы, уподобив его звездному небосводу. Вообще же Сикстинская капелла хранит на себе следы творчества художников разных эпох. Спустя двадцать три года по указанию Павла III Микеланджело создал за главным алтарем капеллы фреску "Последний суд", на которой изображено 300 фигур. В годы контрреформации и ее не пожалели: Павел IV, а затем и Пий IV приказали "одеть" обнаженные фигуры, шокировавшие их целомудрие.

 

Фреска "Последний суд"


Смерть Льва Х в 1521 и sacco di Roma (разграбление Рима) в 1527 году означали конец Ренессанса в Риме, но созданные в тот период творения пережили вихри истории. В XVI-XVII веках Рим стал достойной столицей обновляющегося и омолаживающегося католицизма. Эпоха "ренессансовых" пап может быть охарактеризована и как отказ папства от средневекового миросозерцания, от органического отождествления его с феодальным обществом; она создала условия для приобщения на Тридентском соборе к Новому времени, к абсолютным монархиям Нового времени.


См. также «Конец эпохи Возрождения»

 

Источники:

С.Г. Лозинский "История папства"

Папы: каталог Ковальского

Е. Гергей "История папства"

Wikipedia.ru